Одним из направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления является обеспечение реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

В связи с большим количеством осадков в виде снега в Иркутской области в зимний период, становится актуальным вопрос о недопустимости загрязнения водоемов путем сброса в них отходов от уборки улиц.

Для регулирования отношений в области охраны и использования водных объектов, принят ряд нормативно-правовых документов, в том числе, Водный кодекс РФ, Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Постановление Совмина СССР от 15.09.1958 №1045 «О воспроизводстве и об охране рыбных запасов во внутренних водоемах СССР», «Санитарные правила и нормы 2.1.5.980-00.2.1.5. Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод», утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 22.06.2000.

Указанными нормативно-правовыми актами установлен запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления.

Санитарными правилами данный запрет конкретизируется в части недопустимости сброса в водные объекты, на поверхность ледяного покрова и водосборную территорию пульпы снега, кубовых осадков и других отходов и мусора, формирующихся на территории населенных мест и производственных площадок.

За сброс отходов от зимней уборки улиц в водные объекты (в том числе, на их ледовую поверхность) юридические и физические лица могут быть привлечены к  административной ответственности, в зависимости от обстоятельств нарушения, по статьям 6.3, 8.13, 8.42 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

За указанные правонарушения на граждан может быть наложен штраф до 20 тысяч рублей, на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей – до 80 тысяч рублей, на юридических лиц – до 1 миллиона рублей.

Кроме того, к лицу, причинившему вред водному объекту, в судебном порядке может быть предъявлено требование о возмещении такого вреда.