С 14 июля 2015 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 26.12.2008г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» касающиеся проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.

Напомним, что к субъектам малого предпринимательства относятся юридические лица (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства соответствующие условиям, предусмотренным статьёй 4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» – средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает ста человек включительно, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не превышает 800 млн. рублей и другие требования.

Согласно вышеуказанных изменений с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года плановые проверки в рамках государственного и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства не проводятся, за исключением юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, перечень которых устанавливается Постановлением Правительства РФ от 23.11.2009г. № 944 «Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью».

Так же данное правило не распространяется на предпринимателей, в отношении которых выносилось решение о привлечении к административной ответственности за грубые правонарушения, об административном наказании в виде дисквалификации или предприниматель был лишён лицензии на осуществление деятельности. С даты окончания проведения проверки, по результатам которой было вынесено одно из перечисленных решений, должно пройти не менее 3-х лет.

То есть, плановые проверки с 1 января 2016 года по 31 декабря 2018 года не будут проводиться только в отношении добросовестных предпринимателей.

Кроме того, исключением являются те плановые проверки, которые могут проводиться чаще, чем раз в 3-и года, а так же проверки в отношении субъектов эксплуатирующих опасные производственные объекты.

К таким проверкам относится:

1) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности и федеральный государственный пожарный надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих опасные производственные объекты I или II класса опасности;

2) федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих гидротехнические сооружения I или II класса опасности;

3) государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, I или II категории;

4) федеральный государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности;

5) федеральный государственный контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

6) лицензионный контроль в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами;

7) внешний контроль качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом от 30.12.2008г. № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";

8) федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Субъект малого предпринимательства вправе подать в органы государственного и муниципального контроля заявление об исключении его из ежегодного плана проведения плановых проверок.

Проведение плановой проверки с нарушением данных требований является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

Правовое управление администрации ИРМО