Результаты осуществления прокурорского надзора на территории районов Иркутской области, расположенных в границах центральной экологической зоны Байкальской природной территории, свидетельствуют о высоком количестве нарушений в сфере использования земельных участков, причиняющих вред природной среде.

При этом в некоторых случаях правонарушители не осведомлены об ограничениях, установленных законодательством, в других же – о допустимости осуществления разрешенных видов землепользования. В связи с чем требуется разъяснение основных запретов, установленных законом для отдельных видов территорий.

Законом об охране озера Байкал в границах Байкальской природной территории выделяется центральная экологическая зона с наиболее жестким режимом охраны. Данная зона включает прибрежные поселения Ольхонского (Хужирское, Онгуренское, Шара-Тоготское, Еланцынское, Бугульдейское и Куретское МО), Иркутского (Большереченское, Листвянское, Голоустненское МО) и Слюдянского районов (Байкальское, Култукское, Маритуйское, Новоснежинское, Портбайкальское, Слюдянское и Утуликское МО).

Ограничения деятельности в центральной экологической зоне относятся к запрету на функционирование вредных видов промышленного производства, промышленную добычу природных ресурсов, а также деятельности по строительству объектов, не связанных с функционированием существующих жилых и иных объектов, Прибайкальского национального парка и особых экономических зон. Также запрещено размещение рекреационных объектов вне специально отведенных мест национального парка, особых экономических зон, без утвержденного в установленном порядке генерального плана поселения (Постановление Правительства РФ от 30.08.2001 № 643).

Кроме того, в целях снижения негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с положениями Градостроительного кодекса РФ выделяют зоны с особыми условиями использования: береговые полосы, прибрежные защитные полосы и водоохранную зону, специальный режим землепользования в которых сводится к следующему.

Береговыми полосами являются полосы земли на расстоянии 20 м вдоль всего водного объекта. Посредством данных полос обеспечивается свободный доступ к водным объектам, в связи с чем, они не подлежат застройке (ст. 6 Водного кодекса РФ).

Прибрежные защитные полосы устанавливаются в размере до 200 м от водных объектов, направлены на их защиту от загрязнения. Так, в указанных зонах запрещается распашка земель, выпас сельскохозяйственных животных и размещение отвалов размываемых грунтов (ст. 65 Водного кодекса РФ).

Применительно к охране озера Байкал границы водоохранной зоны совпадают с границами центральной экологической зоны.

В соответствии со ст. 65 Водного кодекса РФ в водоохранной зоне запрещаются:

  1. использование сточных вод в целях регулирования плодородия почв;

  2. размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, иных опасных веществ;

  3. движение и стоянка транспортных средств вне дорог, имеющих твердое покрытие;

  4. размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением территорий портов, судостроительных и судоремонтных организаций), станций технического обслуживания, осуществление мойки транспортных средств;

  5. размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

  6. сброс сточных, в том числе дренажных, вод.

Учитывая перечисленные ограничения, при использовании земельных участков особое внимание необходимо уделять предотвращению загрязнения поверхностных и подземных водных объектов, в том числе от твердых и жидких коммунальных отходов. В связи с этим, законодателем на хозяйствующих субъектов возложена обязанность по оборудованию мест их размещения (приемников) из водонепроницаемых материалов.

Указанные требования также распространяются на использование надворных туалетов, выгребных ям, эксплуатируемых базами отдыха.

Необходимо отметить, что приведенные требования закона не запрещают осуществление сельскохозяйственного производства с учетом соблюдения установленных ограничений.

Вместе с тем, в случае неиспользования земельного участка по целевому назначению – для сельскохозяйственного производства, он может быть изъят у граждан и юридических лиц в принудительном порядке (ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Нарушение правил использования земельных участков является основанием для привлечения виновных лиц к административной и уголовной ответственности. Кроме того, в случае причинения вреда окружающей среде, он может быть возмещен в принудительном порядке путем восстановления нарушенного состояния природных объектов либо взыскания причиненного природе ущерба.

По информации Западно-Байкальской межрайонной прокуратуры